С 2019 года предприниматели обязаны маркировать табачные изделия. Распоряжение об этом было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Для удобства внедрения маркировка разделена на несколько этапов. Так, немаркированный товар можно было продавать до 1 июля 2020 года.

Зачем нужна маркировка табака?

Маркировка — это процедура нанесения на продукцию идентификационных кодов. Благодаря им можно отслеживать весь путь товара от производителя до конечного потребителя. Это позволяет снизить долю контрафакта в магазинах.

Для маркировки используют коды Data Matrix. Их считывают 2D-сканеры. Они продаются отдельно. Некоторые кассы оснащены встроенными сканерами.

Схема использования маркировки простая:

  1. Производитель запрашивает коды у Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Благодаря этому сигареты появляются на балансе предприятия.
  2. Поставщик покупает табачные изделия. Для этого производитель передает ему накладную. Она должна быть электронной.
  3. Продавец покупает сигареты у поставщика. В продажу пачки поступают с теми же кодами, которые были использованы производителем. Благодаря маркировке легко проверить весь путь.
  4. Покупатель покупает сигареты. Продавец сканирует код, и пачка списывается с баланса магазина. Жизненный цикл табачного изделия заканчивается.

Покупатель легко может проверить подлинность пачки. Для этого нужно скачать и установить на смартфон приложение «Честный знак». Потом остается просканировать код и изучить информацию.

Из чего состоит код маркировки?

В коде скрыто большое количество информации. Так, 14 цифр содержат данные о полной истории товара: создание, перемещение, продажа. Еще 7 цифр служат идентификацией конкретного товара. Потом добавляются сведения о максимальной розничной цене — это 4 цифры.

Сигареты обычно продаются блоками. Пачки маркируются немного иначе. На них наносится код с информацией о товаре, идентификационный код и 8 проверочных цифр.

Для транспортной упаковки используют SSCI — специальный код из 18 цифр.

Этапы внедрения маркировки табачной продукции

Правила изложены в Постановлении Правительства РФ № 224. Продолжительность маркировки: с 2019 по 2021 год. После истечения срока вся табачная продукция должна иметь коды.

Прежде всего ограничения коснулись производителей. С июля 2019 года они должны были прекратить выпуск немаркированной продукции. Каждая пачка должна отгружаться с универсальным передаточным документом. Розничные продавцы были обязаны продавать товары по маркировке, если она имелась. До 1 июля 2020 года разрешалось распродавать немаркированные остатки.

Второй этап, который начался 1 июля 2020 года, — маркировка альтернативной продукции. Это любой табак: жевательный, кальянный, трубочный и т. д. Сюда же относятся сигариллы, сигары, биди, крикет.

Третий этап — маркировка никотиносодержащей продукции. Это разные гели и жидкости для парения, вейпы. Продлился этап до 28 февраля 2022 года. С 1 января 2023 года был запрещен оборот немаркированных изделий.

И производителям, и продавцам табачных изделий необходимо соблюдать требования законодательства. Так, производителю нужно подключить систему электронного документооборота и отправлять в «Честный знак» информацию о переданных поставщику товарах.

Для розничных продавцов все просто: нужно использовать кассу, которая работает с маркировкой. При продаже нужно считывать код, и информация будет передана в систему «Честный знак». Операции не занимают много времени и не влияют на скорость обслуживания клиентов.