Должен ли самозанятый составлять акт выполненных работ и почему это важно

Самозанятость становится все более популярной формой предпринимательской активности в стране, что объясняется упрощенным характером ее организации. Касается это и ведения документов, включая подготовку актов выполненных работ или оказанных услуг. Они зачастую не носят обязательный характер, хотя и помогают избегать нежелательных недоразумений с партнерами и клиентами.

Юридические аспекты

Законодательство не содержит требований, предписывающих обязательное составление самозанятыми актов выполненных работ или оказанных услуг. Однако в ст. 720 ГК РФ указано, что, принимая предоставленные услуги, заказчик указывает исполнителю на выявленные недостатки и делает об этом отметки в документе, который сопровождает сделку. Именно они и становятся доказательствами, когда дело принимает неожиданный оборот, и конфликтную ситуацию приходится решать в суде.

Для сделок с юридическими лицами составление акта выполненных работ или оказанных услуг является обязательным. Это предусмотрено ст. 252 Налогового кодекса РФ, так как акт требуется для документирования факта расходов.

Следует учитывать, что при получении денег от заказчика самозанятый должен передать ему чек, созданный с помощью приложения «Мой налог». Однако такой документ подтверждает только сам факт оплаты и не является показателем качества предоставленной услуги.

Преимущества составления акта

Несмотря на необязательный характер документа, его составление важно и дает самозанятым ряд юридических преимуществ:

● выступает доказательством факта выполнения работ и получения за них денег. В нем указываются основные сведения о заказчике и самозанятом лице, объем выполненных работ, стоимость и способы оплаты. При возникновении споров с заказчиком или необходимости подтвердить факт предоставления услуг данный акт принимается в расчет и способен составить доказательную базу;

● позволяет самозанятому лицу осуществлять учет своих доходов и расходов, что требуется делать в соответствии с законодательством РФ;

● используется в качестве основания для составления налоговой декларации. Самозанятые лица обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с полученных доходов. При наличии акта выполненных работ гораздо проще и удобнее рассчитать и уплатить соответствующую сумму.

Составление акта не только является юридически обоснованным и важным для самозанятого лица, но оно способствует профессиональной и ответственной организации его работы, сотрудничества с заказчиками.

Как правильно составить

Правильное оформление акта выполненных работ обеспечивает юридическую защиту самозанятых и позволяет корректно отразить оказанные услуги. Для составления документа следует придерживаться определенных правил, использовать готовые шаблоны для аналогичных случаев.

Документ должен включать:

– заголовок, например, “Акт выполненных работ или оказанных услуг”, самозанятым, для того чтобы однозначно указать назначение документа;

– информационную часть: дату, место составления, данные самозанятого, заказчика – ФИО, ИНН, контактную информацию;

– описание выполненных работ или оказанных улуг: дату начала и окончания работ/услуг, их характер и объем, специфические детали – использованные материалы или оборудование;

– подтверждающие документы, если имеются;

– стоимость услуг, порядок оплаты;

– подписи и печати (если имеются) самозанятого и заказчика.

Акт должен иметь номер, быть четко структурированным и информативным.

В случае возникновения спорных ситуаций при обращении в органы контроля следует представить копию данного акта вместе с документацией, подтверждающей факт выполнения работ.